АНГЛИЙСКИЙ БИЛЬЯРД (КЭНОН)

1. Оборудование

1.1. Стол

Размеры

Размеры игровой поверхности (расстояние между упругими бортами) должны составлять 11 футов 8,5 дюймов X 5 футов 10 дюймов, при максимальной погрешности не более 0,5 дюйма.

Высота

Высота стола (от пола до поручня борта) должна находиться в диапазоне между 2 фута 9,5 дюймов и 2 фута 10,5 дюймов.

Лузы

Стол должен иметь шесть луз: по одной в каждом из четырех углов, и посредине длинных бортов. Вырез лузы должен быть сделан в соответствии с шаблонами утвержденными

Балка и линия балки

Прямая линия проведенная на расстоянии 29 дюймов от переднего борта параллельно ему называется линией балкой. А пространство заключенное между этой линией и передним бортом называется балкой.

Сектор

Полукруг радиуса 11,5 дюймов, центр которого совпадает с серединой линии балки.

Отметки

На столе есть четыре отметки лежащие на продольной линии:

Первая отметка: располагается на расстоянии 320 мм (1/11 длинны игровой поверхности) от заднего борта.
Центральная отметка: располагается на одинаковом расстоянии от переднего и заднего бортов.
Отметка пирамиды: располагается на равном расстоянии от центральной отметки и заднего борта.

1.2. Шары

Диаметр шаров должен составлять 52,5 мм (21/16 дюйма), при максимальной погрешности + 0,05, — 0,08 мм. Все шары должны быть одинакового веса, при максимальной разнице 0,05 г.

Примечание: набор шаров может быть заменен по требованию игроков или по решению судьи.

1.3. Кий

Длинна кия не может быть менее 910 мм (3 фута). Форма кия не должна сильно отличаться от общепринятой.

1.4. Дополнительные принадлежности

К дополнительным принадлежностям относится «машинка», которая используется при игре в качестве упора для кия.
Примечание: игрок использующий «машинку» в игре, обязан положить ее перед ударом, а после убрать со стола.
Примечание: игрок не может быть наказан если отпавшая головка «машинки» задела шар на столе. Тем не менее этот факт не освобождает игрока от ответственности за касание шара, чем-либо кроме наклейки кия.

2. Определения

2.1. Игра

Игра считается завершенной:

по истечению определенного заранее времени игры, либо
когда какой-либо из игроков набирает оговоренное число очков.

2.2. Матч

Матч — это согласованное заранее число игр

2.3. Шары

Биток — шар, по котором наносит удар играющий остальные два шара — прицельные. В игре используется три снукерных шара диаметром 52,5 мм. Два белых и красный. Каждый игрок перед началом игры выбирает, какой из двух белых будет служить ему битком.

2.4. Раскат

При выполнении раската два игрока одновременно производят удар из-за линии балки в направлении заднего борта с таким расчетом, чтобы биток отразившись, вернулся как можно ближе к переднему борту.

2.5. Игрок, производящий удар

Игрок, производящий удар — участник игры непосредственно перед ударом и до момента его завершения.

2.6. Удар

Удар произведен, когда наклейка кия коснулась битка. Удар считается произведенным привильно, если были соблюдены следующие условия:

Все шары должны находиться в состоянии покоя, а прицельные шары, при необходимости, должны быть правильно выставлены.
При выполнении удара по битку не должно быть пропиха.
Также при ударе не должно быть двойного касания наклейкой битка.
В момент выполнения удара по крайней мере одна нога игрока должна касаться пола.
Игрок, производящий удар не должен касаться ни одного шара, кроме битка и только наклейкой кия.
Ни один из шаров не должен выскочить за пределы игровой поверхности.

2.7. Состояние шара «в руке»

Шар оказывается в состоянии «в руке» в момент когда он был сыгран в лузу. Состояние «в руке» длится до тех пор пока игрок не выполнит удар с руки или нарушит правила. Биток ожидающего игрока находится в состоянии «в руке» до тех пор пока он не будет правильно выставлен или право удара перейдет к ожидающему игроку.

2.8. Состояние шара «в игре»

Биток находится в состояние «в игре», все оставшееся время пока он не «в руке». Красный прицельный шар переходит в положение «в игре» с момента его выставления и до тех пор пока он не покинет пределы игровой поверхности стола.
Примечание: позиционирование битка кием.
Если судья полагает, что игрок не пытается выполнить удар, когда позиционирует биток наклейкой кия, то считается, что шар не перешел в состояние «в игре».

2.9. Хазард

Хазард —результативный удар, при котором в лузу сыгрывается свой биток или прицельный шар.

2.10. Сыгрывание прицельного шара

Считается, что прицельный шар сыгран правильно, если он упал в лузу после соударения с другим шаром, и при этом не были нарушены правила игры.

2.11. Сыгрывание битка

Считается, что биток сыгран правильно, если он упал в лузу после соударения с прицельным шаром, и при этом не были нарушены правила игры.

2.12. Кэнон

Считается, что кэнон (карамболь) выполнен правильно, если при ударе биток коснулся обоих прицельных шаров, и правила игры не были нарушены.

2.13. Промах

Если при ударе биток не коснулся ни одного прицельного шара, то это считается промахом.

2.14. Серия

Серией называется последовательность результативных ударов выполненых в течение одного игровой подход.

2.15. Выскочивший шар

Считается, что шар выскочил, если его движение завершилось не на игровой поверхности и не в лузе.

2.16. Фол

Фолом называется любое нарушение правил игры.

2.17. Занятая отметка

Отметка считается занятой, если выставить на нее шар невозможно без касания другого шара.

2.18. Пропих

Пропихом называется удар, при выполнении которого наклейка кия находится в контакте с битком, когда тот уже начал свое движение или коснулся прицельного шара. В ситуации когда биток и прицельный шар почти касаются друг друга, удар считается правильным, если он выполнен на как можно более тонкой резке.

2.19. Перескок

Перескоком называется удар, при выполнении которого биток отрывается от игровой поверхности и перелетает над прицельным шаром, без предварительного контакта с другим прицельным шаром.
Примечание: если биток перелетел через прицельный шар коснувшись его, удар, тем не менее, считается перескоком.

3. Игра

3.1. Описание

В «Английском бильярде» участвуют два игрока или две парные команды.
В игре используются следующие шары: одноцветный белый биток, биток помеченный черной точкой и красный прицельный шар.
Игра заключает в себе сыгрывание в лузу битка или прицельного шар, выполнение кэнона, а также различные отыгрыши.
Очки начисляются на счет игрока в случае, если противнику объявлен фол, либо при выполнении результативного удара.
Победителем считается игрок (или команда) первым набравший условленное количество очков. Также игра может вестись определенное количество времени. В этом случае победа присуждается тому, кто за условленный период набрал максимальное количество очков.

3.2. Начало игры

Для определения кто из игроков будет выполнять первый удар в игре используется процедура раската. Выигравший раскат может выбрать биток и произвести начальный удар, либо уступить это право противнику. Выбранная очередность остается неизменной на протяжении всей игры.
В начале игры красный прицельный шар выставляется на первую отметку. После этого игрок выполняет первый удар с руки, которым и начинается игра.

3.3. Очередность в игре

Если удар был результативным, то серия игрока продолжается, и он производит следующий удар с того места где остановился биток. Если в лузу был сыгран биток, то игрок продолжает серию ударом с руки. В случае фола или промаха, право удара переходит к противнику.

3.4. Выставление красного шара

После того, как красный прицельный шар сыгран в лузу или выскочил за пределы стола его необходимо выставить на первую отметку. Если та занята, то выставление производится на отметку пирамиды. Если же и эта отметка занята, то шар выставляется на центральную отметку.

Если красный прицельный шар был сыгран в лузу с первой отметки два раза подряд в течении одной серии, то он должен быть выставлен на центральную отметку. Если та занята, то выставление производится на отметку пирамиды. Если же и эта отметка занята, то шар выставляется на первую отметку. После следующего сыгрывания шара, он выставляется вновь на первую отметку.

Примечание: если в результате удара красный прицельный шар останавливается на отметке, то это не значит, что он выставлен. Игрок несет ответственность за то, чтобы перед ударом все шары были выставлены правильно.

3.5. Подсчет очков

Очки начисляются следующим образом:

За кэнон, сыгрывание битка противника или собственного, два очка.

За сыгрывание красного, напрямую или от другого шара, три очка.

Если при ударе очки были набраны сочетанием различных приемов, то все они засчитываются.

Если при сыгрывании своего битка в лузу, был также выполнен кэнон, то при касании вначале белого стоимость равна двум очкам, а при касании красного — трем.

Если биток одновременно коснулся белого и красного, то начисляется два очка.

3.6. Игра с руки

При ударе с руки биток должен быть выставлен внутри сектора.
Примечание: судья всегда обязан отвечать на вопрос «правильно ли выставлен шар».
Удар должен быть произведен в направлении из балки, т.е. к заднему борту. За исключением ситуации, когда биток отражается от борта внутри балки по прицельному шару расположенному за ее пределами.

Играть с руки по прицельному шару расположенному внутри балки можно только путем отражения битка от борта за ее пределами.

Примечание: считается, что шар находится внутри балки если он расположен на ее линии, или между ней и передним бортом. Если шар расположен за пределами балки, то удар может быть выполнен по любой его части. Если шар находится внутри балки, то любое его непосредственное (без отражения битка от борта вне балки) касание запрещенно.

Судья всегда обязан отвечать на вопрос «внутри или снаружи балки находится шар».

3.7. Ограничение количества хазардов

Игрок имеет право сыграть только пятнадцать хазардов подряд (т.е. при этом в серии не было ни одного кэнона). Если при ударе были сыграны и биток и прицельный шар, то это считается одним хазардом, а очки начисляются за оба шара.
После десятого хазарда или по требованию судья обязан информировать игрока о количестве выполненных ударов.

Если был сыгран биток ожидающего противника, то после пятнадцатого хазарда он выставляется на середину линии балки. Если та занята, то чужой биток выставляется на крайне правую точку сектора.

Примечание: если судья не проинформировал игрока, что были выполнены десять хазардов подряд, то игрок получает право сыграть еще пять как только судья скажет об этом.

3.8. Ограничение количества кэнонов

Игрок имеет право сыграть только семьдесят пять кэнонов подряд (т.е. при этом в серии не было ни одного хазарда). После семидесятого кэнона или по требованию судья обязан информировать игрока о количестве выполненных ударов.
Примечание: если судья не проинформировал игрока, что были выполнены семьдесят кэнонов подряд, то игрок получает право сыграть еще пять как только судья скажет об этом.

3.9. Шар на краю лузы

Если шар стоящий на краю лузы упал в нее самопроизвольно, без касания его другим шаром, то его положение должно быть восстановлено.

Если шар стоящий на краю лузы упал в нее самопроизвольно, во время удара, за момент до касания его другим шаром, то положение всех шаров должно быть восстановлено, а удар выполнен снова.

Если во время удара шар на мгновение остановился на краю лузы, а затем упал в нее, то он засчитывается, и его положение восстанавливать не нужно.

3.10. Перемещение шара, вызванное не игроком

Если во время движения или в состоянии покоя шар был смещен не игроком, выполняющим удар, то его положение должно быть восстановлено судьей.
Это относится также к ситуациии, когда игрока толкнули, что вызвало смещение шара. Ни один из игроков не несет ответственности за случайное смещение шаров судьей.

3.11. Шары, стоящие вплотную

Если биток играющего и другой шар остановились вплотную, касаясь друг друга, то красный выставляется на первую отметку, а биток противника — на центральную отметку. После этого игрок выполняет удар с руки.

3.12. Промах

Если при ударе игрок промахивается битком по прицельному шару, то с него взыскивается штраф в размере двух очков.
Промах квалифицируется как фол, за исключением ситуации, когда все шары находятся в пределах балки, а игрок выполняет удар с руки.

3.13. Фолы

Если в игре были нарушены правила, то:

Судья объявляет фол непосредственно после этого.
Если при нарушении фол не был объявлен судьей или противником до следующего удара, то считается, что фола не было.

Все шары, выставленные неправильно, должны остаться на своих местах; шары, находящиеся за пределами игровой поверхности, выставляются.

Все очки заработанные игроком до фола засчитываются.

С игрока, совершившего нарушение, взыскивается штраф в размере двух очков, которые записываются на счет противника.
После того, как фол объявлен, противник может играть из сложившейся ситуации (при этом, если красного нет на столе, то его необходимо выставить), или с руки, при этом красный и белый должны быть выставлены на первую и центральную отметки соответственно.

Следующие действия квалифицируются как фол:

Удар, выполненный во время движения шаров.
Двойной удар по битку.
Удар, при котором ни одна нога играющего не касается пола.
Удар вне очереди.
неправильный удар с руки.
Удар при неправильно выставленных шарах.
Удар кием по любому шару кроме битка.
Удар перескоком.
Пропих.
Серия из более чем пятнадцати хазардов подряд.
Серия из более чем семидесяти пяти кэнонов подряд.
Касание шара чем-либо кроме наклейки кия.
Выскакивание шара за пределы игровой поверхности стола.
Использование шара, находящегося за пределами игровой поверхности, в каких-либо целях.

4. Игроки

4.1. Затягивание игры

Если судья считает, что игрок затрачивает на удар неоправдано большое время, то он может предупредить игрока о возможной дисквалификациии.

4.2. Неспортивное поведение

При нежелании продолжить игру или при проявлении неспортивного поведения, по решению судьи, игроку может быть объявлено поражение в партии. Также судья вправе снять игрока с турнира, проводимого по эгидой Контролирующего Совета Английского Бильярда и Снукера или подчиненных организации.

4.3. Ожидающий игрок

Ожидающий игрок должен избегать находится в поле зрения игрока выполняющего удар. При этом он должен быть на достаточном расстоянии от стола.

4.4. Отсутствие игрока

В течении игры, на время своего отсутствия игрок может назначить лицо, которое будет защищать его интересы, и, в случае необходимости, объявит фол.

5. Официальные лица

5.1. Судья

В течении игры судья обязан:

Осуществлять честное и непредвзятое судейство всех игровых ситуациях, а также вести игру в соответствии с приведенными здесь правилами.

Вмешиваться в ход игры если он видит какие-либо отступления от правил.

Если игрок дальтоник, отвечать на его вопросы относительно цвета того или иного шара.
Производить очистку шаров по требованию игроков.
Судья не должен:

Отвечать на вопросы не предусмотренные приведенными здесь правилами.

Никоим образом показывать, что игрок близок к тому, чтобы нарушить правила при ударе.

Давать советы относительно игры или высказывать свое мнение на этот счет.

5.2. Счетчик

В обязанности счетчика входит ведение счета очков, а также помощь судье при выполнении его обязанностей.
По требованию игрока судья или счетчик могут сдвинуть или прикрыть мещающий источник света.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий